Арт-объекты со смыслом: как в Ставрополе устанавливают новые элементы городского дизайна
Арт-скульптуры в Ставрополе установлены в самых посещаемых местах города.
Краткая история арт-объектов: как в Ставрополе появились «Слон» и «Ветер»?
Количество арт-объектов в Ставрополе осенью 2022 года приблизится к сотне. В этом году город отмечает 245-летие со дня основания и готовится встретить юбилей в ярком наряде. Среди элементов городского дизайна можно будет увидеть и новые арт-объекты.
Мировая история арт-объектов, возможно, насчитывает не одно столетие. Возможно, потому, что в профессиональной искусствоведческой и архитектурной среде до сих пор нет однозначного определения, что же считать арт-объектом. По мнению одних специалистов, это, исходя из этимологии, — произведения искусства, необычные изделия, которые могут быть применены в интерьере или ландшафтном дизайне. Арт-объекты создают настроение, становятся изюминкой определённого пространства.
Другие опираются на функции арт-объектов и убеждены, что таковыми могут быть вещи и творения, которые привлекают внимание своим ярким внешним видом или формами, создавая неповторимую обстановку.
Третьи свято верят в то, что арт-объекты — это широкое понятие, которое включает как конкретные предметы искусства, так и интересные дизайнерские решения. Как вам, например, такой арт-объект, как коммунальная квартира и висящее в ней на вешалке старое кожаное пальто? Это вполне возможно, считает эксперт в сфере дизайна городской среды, профессор кафедры декоративно-прикладного искусства и дизайна Гжельского государственного университета Лев Абакумов.
Словом, там, где нет однозначного определения, всегда присутствует свобода творческого выражения. В ставропольском официальном перечне арт-объектов можно найти и топиарные зелёные скульптуры, и композиции из металла, и даже информационные табло «Липа М. Ю. Лермонтова» или «Дуб Л. Н. Толстого» на бульваре имени генерала Ермолова.
Если первым арт-объектом в мире принято считать провокационный «Фонтан», представленный в 1917 году на выставке в Нью-Йорке художником Марселем Дюшаном (по факту это был писсуар из белого мрамора), то одним из первых таких объектов в Ставрополе стал слон. Почему? Да потому что с недавнего времени Ставропольский край получил статус родины слонов и мамонтов. И этот факт не смогли обойти стороной организаторы молодёжного проекта «Российская студенческая весна» в 2018 году.
Форум проходил на Ставрополье, и в канун приезда в регион сотен молодых россиян в оргкомитете задумались над вопросом, который задавал коллегам перед началом работы над новой постановкой театральный актёр и режиссёр Алексей Дикий: «Чем будем удивлять?» Так начинается история появления в Ставрополе арт-объекта «Слон». Слоны для Ставрополья - особая тема .
«Тогда в первый раз собралась молодёжная дирекция фестиваля, руководство города и края доверило молодёжи организовать и провести фестиваль. Мы вспомнили, что Ставрополье — родина южных слонов. И поэтому решили разработать светящуюся фигуру южного слона с поднятым хоботом. Хотелось установить её в центре города, потому что все основные мероприятия фестиваля были запланированы именно там. И оказалось, что Александровская площадь нам очень подходит», рассказывает руководитель комитета культуры и молодёжной политики администрации Ставрополя Николай Головин.Проект поддержали оргкомитет фестиваля, губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров, и идея была реализована.
«И спустя четыре года слон стоит, радует людей, на всех мероприятиях в ночное и вечернее время во время прогулок видно, как светится наш слон», не без гордости отмечает Николай Головин.Инициаторами установки ещё одной известной городской композиции «Ветер» тоже стали молодые люди. Это произошло во время подготовки к проведению на Ставрополье Студенческой весны стран БРИКС и ШОС.
После Российской студенческой весны в 2018 году на территории города были установлены «Слон», световые указатели, скамейка «1777», «Трон из книг», который размещён сейчас в Центральной библиотеке. И в преддверии Международной студенческой весны в 2019 году ставропольцы снова решили встретить молодых гостей из разных стран мира чем-то особенным.
«Хотелось чего-то такого внутреннего, о чём говорят все жители, с чем неофициально позиционируют город Ставрополь — это ветер. У нас город ветров. Поэтому мы придумали арт-объект, посвящённый ветру. А как показать ветер? Мы решили показать человека, жителя Ставрополя, который постоянно живёт с этим ветром», вспоминает Николай Головин.После международного фестиваля композицию «Ветер» было решено установить на юго-западе Ставрополя, у музея «Россия — Моя история». По мнению авторов проекта, в этой части города дуют самые сильные ветры.
Должны ли арт-объекты быть культурной и эстетической ценностью?
В Ставрополе арт-объекты установлены так, чтобы их могли увидеть как можно больше людей. Поэтому местом прописки целого ряда таких скульптур стал городской парк Победы, десяток объектов облюбовали Крепостную гору, столько же расположено на Александровской площади, где большинство скульптур — топиарные. Увы, но к таким зелёным объектам профессиональные архитекторы относятся без особого восторга.
«В центре города у нас перебор с малыми архитектурными формами. Лично моё мнение — я бы сильно почистила его от зелёных фигур. Я за топиарное искусство в истинном его понимании: это когда стригут кусты, растения, как в Англии это делается, — я за такое топиарное искусство. В этом и красота, и возможности садово-паркового искусства, а пластиковые фигуры — про что они нам говорят? Ни про что. Арт-объект призван в первую очередь какую-то смысловую составляющую в себе нести», говорит член Союза архитекторов России Екатерина Талдаева.По словам архитектора, арт-объекты хороши, когда заставляют людей задуматься.
«Арт-объект — это ведь объект искусства. А искусство у нас всегда про то, чтобы думать. Не просто получать эстетическое удовольствие, а прежде всего думать. Это первое, а второе — естественно, должна быть какая-то эстетическая составляющая. У нас, как правило, критикуют арт-объекты за то, что они либо очень попсовые, то есть где-то уже в 1 500-й раз делают то же самое, либо они не осмыслены эстетически, и просто, грубо говоря, некрасивые», делится ставропольский архитектор.В качестве положительного примера арт-объектов в Ставрополе Екатерина Талдаева приводит скульптуры «Слон» и «Ветер».
«Слон» мне нравится, ведь он ещё выполняет роль детской игровой площадки, это потрясающе у них вышло. Но, на мой взгляд, в городе, в исторической части особенно, все такие объекты в большей степени должны быть соподчинены пространству, не кричать о себе, а в контекст вписываться, чтобы не нарушать вот этого флёра исторического места. Это могут быть какие-то яркие вещи, но мне кажется, это должны быть временные инсталляции», говорит архитектор.Заслужили высокой профессиональной оценки и каменные изваяния у краеведческого музея, хотя в официальном городском списке арт-объектов их нет.
«Там по бокам два каменных изваяния. Классно? Про нашу историю? Арт-объект, можно сказать. Вписывается в среду? Прекрасно. Всё, что нужно, в них соблюдено. Установлено в правильном месте, которое нам говорит, что здесь историческое что-то. И кстати, там же стоит слон, но, правда, на мотив далианского слона из тёмного металла. Небольшой, в глаза не бросается. Но тот же символ нашего Ставрополья. Шикарно сделан», заключает Екатерина Талдаева.Искусство должно быть со смыслом, а сами арт-скульптуры — эстетичными, убеждена архитектор.
«Эстетика может быть разной. У нас много приёмов: и гармоничный, и дисгармоничный контраст, подчинение, противопоставление, очень много принципов, по которым можно художественное произведение строить. В любом случае оно должно быть художественно осмыслено», отмечает Екатерина Талдаева.Не допустить появления в городе безвкусицы в новых арт-объектах может помочь, по мнению архитектора, сотрудничество с профессиональными художниками и архитекторами, которые готовы изложить грамотную и обоснованную точку зрения на будущую скульптуру.
С таким подходом согласен и председатель правления Ставропольского регионального отделения Союза художников России Сергей Паршин.
«Это долгий разговор, но мне не нравится вот эта эстетика металла, которая находится у медакадемии, аграрного университета. Их художественная ценность оставляет желать лучшего, на мой взгляд. Но кому-то это нравится, и у нас ставят арт-объекты, не советуясь во многом с художественным сообществом, поэтому мы имеем то, что мы имеем», говорит действительный член Российской академии художеств.Где в 2022 году получили прописку новые арт-объекты Ставрополя?
То, что смотрится неуместно в историческом центре города, будет вполне гармонично выглядеть, например, в районах новостроек, считает архитектор Екатерина Талдаева. Здесь же можно реализовать многие творческие фантазии в сфере городского дизайна, и новые арт-объекты смогут занять своё место в жилых кварталах Ставрополя.
В сентябре, ко Дню города и Ставропольского края на карте регионального центра появится новая точка притяжения для гостей города и ставропольчан.
«К 245-летию Ставрополя откроется самый большой бульвар в СКФО на улице Ивана Щипакина площадью 57 тысяч квадратных метров, где будут установлены новые арт-объекты», сообщили в администрации краевого центра.Прогуливаясь по бульвару, можно будет осмотреть разные природные зоны России, попадая, например, из полупустыни в среднюю полосу страны. Работы по благоустройству, которые курирует краевой миндор, были выполнены в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жильё и городская среда». На благоустройство было выделено более 825 миллионов рублей, в том числе из краевого бюджета.
Ещё один арт-объект — новинка 2022 года — будет открыт в канун проведения в Ставрополе всероссийского творческого фестиваля работающей молодёжи «На высоте». Планы по установке объекта на въезде в город подтвердил руководитель комитета культуры и молодёжной политики администрации Ставрополя Николай Головин. А вот детали и облик композиции он до поры до времени предпочёл оставить в тайне.
«Определено, какая будет скульптура. Но по новому объекту пока ещё не прошёл аукцион. Когда это произойдёт, мы обязательно в деталях всё расскажем. У нас всё должно получиться», рассказал корреспонденту СКИА Николай Головин.Один из пунктов Стратегии социально-экономического развития Ставрополя на период до 2030 года предусматривает создание новых оригинальных элементов дизайна городской среды. И действительно, современному городу, тем более такому региональному центру, как Ставрополь, в своём развитии необходимы эти элементы, чтобы, несмотря на 245-летнюю историю, всегда выглядеть стильно, свежо и молодо. Так, конечно, и будет. Особенно если устанавливать новые арт-объекты с учётом мнений дизайнеров, художников, архитекторов, урбанистов и жителей Ставрополя.
Последние новости
Конференция «Единой России» в Ставрополе: взгляд в будущее
На мероприятии обсудили планы на 2024 год и важные задачи для региона.
Создание Регионального совета первичных отделений «Единой России» в Ставрополье
Совет будет способствовать активизации работы первичных отделений и координации действий партии.
Экономический рост в стране: новые перспективы
Страна переживает бурный рост экономики, что открывает новые возможности для бизнеса и инвестиций.
Преобразователь частоты
Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией