19.10.2023

Останки найденного кадетами Ставрополя морского чудища изучат ученые из Москвы

В августе воспитанник 6 «Е» класса Матвей Келенджеридзе и его брат из 10 «Г» класса Президентского кадетского училища Тимофей Повод-Бородкин, отдыхая на даче под Черкесском, нашли на обрывистом берегу реки Кубань ископаемые останки древнего животного.

В куски, напоминающие по виду глину, явно впечатались боковая часть челюсти, зубы и череп неизвестного животного. Уникальная находка была передана в отдел палеонтологии Геологического музея Северо-Кавказского федерального университета для дальнейшего исследования.

Журналисту «Вечерки» в СПКУ рассказали, что учёные в течение сентября-октября проводили первоначальную экспертизу, благодаря  чему удалось предварительно установить возраст и   вид ископаемого животного. Находку ставропольских кадет опознали. Она относится к мезозойским морским рептилиям, среди них были, главным образом, ихтиозавры и плезиозавры. Фрагменты ископаемого животного отправят в Москву для более глубокого исследования.

По мнению учёных, находка представляет большой интерес для науки. Это фрагменты скелета ископаемого дельфина, жившего примерно 28 млн лет. Вполне возможно, что находка в русле реки Кубань – это остатки  Eurhinodelphinidae  – более примитивной группы, дожившей до миоцена. То есть это вымершее  семейство  зубатых китов, живших с  олигоцена  по  миоцен.  Преподаватель биологии и географии и руководитель отдельной дисциплины «История, обществознание, география» СПКУ Елена Щербакова отметила, что всё это случилось благодаря еще и классному руководителю Матвея Келенджеридзе в 6 «Е» классе Надежде Ивановне Киричек:

– Летом они нам прислали фотографии этих фрагментов, а когда в августе кадеты приехали после каникул в училище и привезли найденное, мы обратили внимание, что они необычные, что-то окаменелое, и обратились сразу в СКФУ, с которым тесно сотрудничаем. Его сотрудники Алексей Лысенко и Михаил Шерстюков, занимающиеся вопросами палеонтологии в геологическом музее, сказали: «Передавайте свои фрагменты, мы попробуем связаться с учеными из других вузов». И началась работа. Каждый день мы получали информацию, велась оживленная дискуссия также и среди ученых. В итоге нам сказали, что приедет заинтересованный человек из палеонтологического института столицы, и в дальнейшем будет продолжено исследование непосредственно с помощью их оборудования. Изначально была большая конкреция, которая раскололась, и только часть фрагментов нам привезли из КЧР. Родители братьев сегодня сказали, что у них еще остались фрагменты, их при первой возможности нам передадут.

И вот в среду 18 октября в Научном зале Президентского кадетского училища в Ставрополе перед аудиторией из кадет и журналистов выступил главный хранитель Палеонтологического музея имения Юрия Орлова Палеонтологического института им. А. А. Борисяка РАН г. Москва, кандидат биологических наук Константин Тарасенко. Он рассказал о ценности этой находки:

– На данный момент предположительно это небольшой дельфин, который, скорее всего, жил около 5-20 млн лет назад в море, раскинувшемся на территории современных Ставропольского края и Карачаево-Черкесии. Более подробно мы узнаем в дальнейшем во время экспедиции в район обретения этих фрагментов. Во всем регионе КЧР подобных находок ранее еще не было.

Константин Константинович подчеркнул, что он также является членом Русского географического общества. В  Ставропольском  президентском  кадетском  училище  два года назад торжественно открылся «Кадетский молодёжный клуб  РГО»,  в котором занимаются любящие путешествия и науку ребята. Географ СПКУ Елена Витальевна подчеркнула, что отправиться на место раскопок в соседнюю республику – действительно очень важно, это будет колоссальный опыт. Предложение и инициативу ждут от московских ученых, а ставропольцы окажут необходимую помощь для этой экспедиции.

Мэр Ставрополя Иван Ульянченко поделился, что почти 1,6 тыс. выпускников школ города поступили в высшие образовательные организации не только в кра е, но и за его пределами.

Ольга Богатеева