Секрет русского благородства
5 мая 1764 года в Санкт-Петербурге по указу императрицы Екатерины II основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём училище для мещанских девушек – Смольный институт,
5 мая 1764 года в Санкт-Петербурге по указу императрицы Екатерины II основано Воспитательное общество благородных девиц и при нём училище для мещанских девушек – Смольный институт, первое в России женское воспитательно-образовательное учреждение. О жизни воспитанниц института благородных девиц можно прочитать не только в их мемуарах и в дневниках, но и в художественных произведениях, где можно найти живое описание институтских обычаев.
Из истории
Идеологом новой системы образования выступил Иван Бецкой — личный секретарь императрицы.
Вдохновлённые идеями Просвещения Бецкой и Екатерина планировали создать ни много ни мало «новую породу людей» — развитых нравственно и интеллектуально, наделённых добродетелями. Новшество коснулось прежде все дворянства. Частью этого большого проекта стал и Смольный институт — первое женское учебное заведение в России.
В указе о его учреждении говорилось, что необходимо «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Для этого нужно было взять многообещающих девочек дворянского происхождения, оградить от влияния семей и воспитать в совершенно новом духе, превратив в добронравных воспитанных жён, которые потом распространяли бы дух просвещения и прекрасные манеры в обществе. Помимо учёбы, девицам предстояло участвовать в светских развлечениях, балах и прогулках, а также обедать у самой императрицы, которая символически заменяла им мать.
После смерти Екатерины в 1796 году Смольный институт благородных девиц перешёл в ведомство жены Павла I, императрицы Марии Фёдоровны. Под её руководством в Петербурге открылось ещё два института, а в следующем столетии сложилась целая сеть подобных образовательных заведений по всей стране, известная как Мариинские женские институты. И хотя постепенно стали появляться ещё и женские гимназии, институты не исчезли. К 1917 году в Российской империи насчитывалось 30 таких заведений.
Жизнь воспитанниц в художественной литературе
О. Вяземская «Институтка. Любовь благородной девицы» .
Лиза Журавская – воспитанница Института благородных девиц. Душу ее тревожат странные ночные кошмары, в которых она каждый раз тонет в болоте вместе с незнакомцем. Спустя время Лиза знакомится с артиллерийским офицером графом Раевским. Тем самым незнакомцем из ее снов. Любовь вспыхивает, как спичка. Но граф женат. И более того – супруга знает о полюбовнице. Обезумевшая графиня организовывает похищение Лизы и самого графа Раевского. Ревность – лишь повод, который давно искала графиня, чтобы воплотить кошмары институтки в жизнь.
Л. Чарская «Записки институтки» .
Русская писательница, творчество которой долгие десятилетия было предано забвению, пользовалась в начале века исключительной популярностью и была «властительницей сердец» юных читателей. Повесть посвящена жизни воспитанниц Павловского института благородных девиц, выпускницей которого была и сама писательница. С сочувствием и любовью раскрывает она заповедный мир переживаний, мыслей и идеалов институтских затворниц.
В. Новицкая «Безмятежные годы» .
Цикл повестей о Мусе Старобельской, ученицы закрытой женской гимназии конца XIX века. Жизнелюбивая девочка проходит путь от «приготовишки» до выпускницы гимназии, от легкомысленной маленькой проказницы до умной, талантливой девушки, всерьез задумывающейся о жизни. Повести буквально наполнены живым Петербургом 1890-х годов с его редким солнцем и дождями, повседневным бытом и развлечениями. Они подробно воссоздают неповторимую атмосферу эпохи, на которую пришлись детство и юность автора.
Е. Кондрашова «Дети Солнцевых» .
После трагической смерти отца две сестры поступают в женский институт на казенный счет. Старшей из них обучение в этом заведении поможет воспитать стойкость и характер. Младшая же станет отчаянной шалуньей и сорвиголовой... Жизнь воспитанниц мастерски описана автором, бывшей выпускницей Павловского института.
Т. Лассунская-Наркович «Парфетки и мовешки» .
Такие разные девочки – добросовестные отличницы (парфетки) и бесшабашные озорницы (мовешки) - переживают в стенах института забавные, а иногда и жутковатые приключения, то воюют между собой, то клянутся в вечной дружбе, испытывают порой недетские страсти… Им приходится выносить разлуку с родным домом, с близкими, терпеть строгость преподавателей и жестокость институтских порядков. Девочки растут, учатся, взрослеют…
Последние новости
Конференция «Единой России» в Ставрополе: взгляд в будущее
На мероприятии обсудили планы на 2024 год и важные задачи для региона.
Создание Регионального совета первичных отделений «Единой России» в Ставрополье
Совет будет способствовать активизации работы первичных отделений и координации действий партии.
Экономический рост в стране: новые перспективы
Страна переживает бурный рост экономики, что открывает новые возможности для бизнеса и инвестиций.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку