Реквием по курортной науке?
На протяжении длительного периода времени Россия оставалась признанным лидером в развитии курортологии.
На протяжении длительного периода времени Россия оставалась признанным лидером в развитии курортологии. Наличие на ее территории практически всех известных в мире гидрохимических типов минеральных вод и разнообразных по своему составу и свойствам лечебных грязей создавали все необходимые предпосылки для их изучения и эффективного использования в курортной практике. После многолетних исследований ученые пришли к выводу, что регулярное посещение курортов с целью профилактики заболеваний и принятия оздоравливающих процедур позволяет увеличить продолжительность жизни до 10 – 15 лет. На практике это означало, что можно довольно просто и не слишком затратно решить задачу народосбережения, о которой стало так модно говорить в последнее время.
Но и это еще не все. Те, кто ежегодно посещал курорты, стали в 2 – 3 раза меньше болеть, сокращая примерно в такой же пропорции бюджетные расходы на госпитализацию и оплату больничных листов. Экономисты не поленились и посчитали эффект от внедрения программ санаторно-курортной профилактики. Их выводы превзошли даже самые смелые ожидания. Оказалось, что на каждый рубль, вложенный в санаторно-курортное лечение, государство получало 8 рублей прибыли. Причем к такому заключению пришли не только отечественные экономисты. Эти результаты полностью совпали с выводами экспертов Всемирной организации здравоохранения, что являлось подтверждением их объективности.
Если кто-то подумал, что, получив такие убедительные доказательства полезности курортов, государство сразу же обратило на них свой взор и направило все свои усилия на их дальнейшее развитие, то его ждало огромное разочарование. Непонятно из каких соображений, все стало происходить с точностью до наоборот.
Первым делом из учебных планов медицинских вузов исключили специальность «курортолог». Кто-то, вероятнее всего, не слишком умный посчитал, что такой науки, как курортология, больше не существует. Следовательно, готовить специалистов соответствующего профиля нет необходимости.
Потом решили слегка подправить законодательство, регулирующее вопросы, связанные с санаторно-курортным комплексом. Из всех нормативно-правовых актов решено было убрать даже упоминание о возможности использовать лечебные курортные ресурсы для профилактики заболеваний. Вместо этого появилось совсем не тождественное понятие – «реабилитация». Даже неспециалисту понятно, что профилактика – это предупреждение возникновения заболеваний, это охрана здоровья здорового человека. Подобного рода мероприятия не являются слишком затратными, чего не скажешь о реабилитации. К ней прибегают, когда здоровье человека серьезно пошатнулось и необходимо прилагать значительные усилия, а также нести значительные затраты, чтобы вернуть его в более-менее нормальное состояние. Вот в этом, вероятнее всего, и кроется причина минздравовских новаций. Получается, что больше всего министерских чиновников беспокоит не здравоохранение, не сбережение здоровья здорового человека, а борьба с последствиями перенесенных заболеваний, что позволяет им оперировать внушительными суммами бюджетных средств, нисколько не заботясь о возможности их более рационального использования.
Следующим шагом по развалу курортной науки стали странные игры, затеянные вокруг специализированных научно-исследовательских институтов курортологии. Исторически так сложилось, что здания всех без исключения НИИ курортологии располагались в самом центре городов, будь то Москва, Сочи или Пятигорск. Земельные участки, на которых стояли данные здания, имели баснословную цену. Заполучить их в свою собственность и использовать в коммерческих целях для личного обогащения мечтали многие отечественные олигархи. Но сделать это напрямую оказалось не так уж просто. Да и с этической точки зрения все выглядело бы некрасиво. Вот тогда и родились в головах некоторых ушлых чиновников от здравоохранения сомнительные схемы, конечной целью которых должна была стать приватизация привлекательной государственной собственности. Что подобного рода схемы могут сработать на нужный результат, мы имели возможность наблюдать уже не один раз. Взять, к примеру, отвратительную историю с передачей в частные руки здания Военторга, располагавшегося в центре Москвы на Воздвиженке. Сумел же бывший министр обороны Анатолий Сердюков сделать так, чтобы оно оказалось в собственности китайской Fosun и известного олигарха Рубена Варданяна. Причем никаких последствий для экс-министра эта сделка не имела. Так что же теперь может помешать проделать нечто похожее в отношении здания бывшего Центрального НИИ курортологии (в настоящее время – ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии»), расположенного на Малом Арбате?
Если бы это были чисто теоретические рассуждения, данной теме можно было бы и не уделять столько внимания. К большому сожалению, факты говорят об обратном. Здание института на Малом Арбате очень уж приглянулось еще одному российскому олигарху – Владимиру Евтушенкову. Собственно говоря, это уже ни для кого не является секретом. Вопрос только в том, когда и на каких условиях успешный бизнесмен пополнит свою коллекцию недвижимости новым объектом.
События вокруг здания на Малом Арбате имеют свою предысторию, которая как нельзя лучше иллюстрирует схему уничтожения курортной науки.
В августе 2014 года по личной просьбе главы Минздрава РФ Вероники Скворцовой Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии возглавила главный специалист Минздрава России по санаторно-курортному лечению, доктор медицинских наук, профессор Марина Герасименко. За короткий промежуток времени курортологу Герасименко удалось собрать осколки советского курортного наследия, сформировать новую нормативную базу санкурлечения, вернуть в госуправление ряд санаториев и курортных комплексов. Для расширения возможностей созданного научного центра ему были переданы в оперативное управление несколько санаториев в Ессентуках, Железноводске и Кисловодске.
Казалось бы, ничто не предвещает беды. Но в это самое время на комплекс зданий российского научного центра курортологии обратил свое пристальное внимание Владимир Евтушенков. Появилась информация, что он, под маркой государственно-частного партнерства, попытается прибрать к своим рукам привлекательную недвижимость. О том, что будет в дальнейшем с курортной наукой, никаких комментариев не последовало.
Вместо этого в самом институте стали происходить странные вещи. Неожиданно для всех руководитель Минздрава Вероника Скворцова приняла решение разорвать контракт с профессором Герасименко. На ее место была назначена Наталья Старцева, не имеющая никакого медицинского образования. О ней было известно, что с 2012 по 2014 годы мотало ее, словно оторванный березовый листок, по бескрайним российским просторам – от Новосибирска до Крыма, где она возглавляла территориальные фонды ОМС. Ей удалось даже непродолжительное время побывать в должности зампреда правительства Сахалина. Ничего не скажешь, с таким послужным списком лучшую кандидатуру на должность главного курортолога России трудно даже подыскать! Тем не менее это не помешало ей с апреля 2017 года по декабрь 2018 года так лихо «порулить» научным центром, что многие толковые и инициативные сотрудники вынуждены были уволиться. По всем признакам получалось, что этой странной даме было поручено провести зачистку активов для последующей передачи ее в нужные руки. С поставленной задачей госпожа Старцева справилась успешно. Научная работа в медицинском центре была дезорганизована. Капитализация его активов заметно уменьшилась. Будущее научного центра оказалось под вопросом.
Когда этот, с позволения сказать, «мавр в юбке» сделал свое дело, исполнять обязанности директора центра было предложено другому, не менее интересному персонажу – бравому полковнику Росгвардии Анатолию Фесюну. Возможно, кому-то показалось, что теоретические наработки, взятые из его докторской диссертации «Восстановительная фармаконутрицевтическая коррекция функционального состояния и элементного статуса у военнослужащих», на данном этапе развития окажутся как нельзя кстати российской курортной науке. А может быть, кто-то решил, что эти две организации решают однотипные задачи. Как бы там ни было, умение наводить порядок и выполнять приказы очень пригодилось полковнику Фесюну на его новом месте работы.
Можно сколь угодно долго шутить по поводу странных назначений на должность руководителя медицинского центра, отвечающего за состояние отечественной курортной науки. Но факт остается фактом. Замену профессионалов своего дела на людей, имеющих смутное представление о курорте и курортологии, трудно назвать заботой государства о дальнейшем развитии одной из эффективных отраслей российского здравоохранения. Скорее даже наоборот. И от осознания такой несправедливости становится тоскливо на душе.
Пока что кадровые эксперименты в главном курортологическом центре страны приостановились. Но никто не исключает, что это затишье перед бурей, которая может так разбросать курортную науку, что потом вряд ли удастся собрать ее заново.
Пару месяцев назад стало известно, что некая компания «Галс-Девелопмент», входящая в государственную группу ВТБ, приобрела право распоряжаться живописным земельным участком площадью 13 га в Хостинском районе Сочи. Девелоперы собираются построить на этом месте элитный жилой комплекс. Примечательно также, что к «Галс-Девелопмент» перешли права на объект культурного наследия, расположенный на Курортном проспекте, 110, который инвестор собирается приспособить под современное использование. На эту информацию можно было бы не обращать особого внимания, если бы не одно «но». Оказывается, раньше по данному адресу располагался Сочинский институт курортологии и физиотерапии вместе с санаторием № 7, главное здание которого было построено по проекту архитектора Алексея Щусева. Но в последнее время этот объект иначе как «музей апокалиптики в НИИ курортологии» местные жители не называли. Теперь вот, получается, ситуацию решили исправить и вместо научного центра построить элитное жилье. Такое вот оно, современное видение перспективы науки о курортах.
К большому сожалению, переформатирование отечественной курортологии не обошло стороной и Кавказские Минеральные Воды. Вот уже несколько лет, как старейший в России Пятигорский НИИ курортологии утратил свою самостоятельность. В мае 2020 года институту должно было исполниться сто лет. Очень печально, что до своего столетнего юбилея он так и не сумел дожить.
Ранее Пятигорский НИИ курортологии во всех четырех городах-курортах КМВ имел свои клиники, позволяющие разрабатывать и применять на практике новые методики лечения пациентов с помощью курортных факторов. Теперь вот заговорили о возможности отчуждения клиники имени Ленина, расположенной в Кисловодске, и создании на ее базе самостоятельного суперсовременного кардиологического центра.
Еще более странные события стали происходить вокруг Ессентукской клиники. А причина довольно банальная. Старое здание клиники может оказаться никому не нужным. Но вот земельный участок площадью 10964 м2, расположенный в курортной зоне Ессентуков, выглядит уж очень привлекательным. Представляете, сколько элитного жилья на этой площадке может уместиться?!
Эти безрадостные рассуждения можно было бы продолжить и дальше. Просто в этом нет никакого смыла. Без лишних слов понятно, что российская курортология переживает не лучшие времена. И если ничего не поменяется в наметившейся опасной тенденции, не так уж долго останется для исполнения реквиема по курортной науке. Тогда все эти достижения, связанные с 300-летием отечественных курортов и 100-летием старейшего в России Пятигорского НИИ курортологии, останутся достоянием истории, которому не найдется места в будущем.
Валерия БУШМИНА.
НА СНИМКЕ: «музей апокалиптики в бывшем здании Сочинского НИИ курортологии».
Автор Валерия БУШМИНАПоследние новости
Урок-экскурсия в Ставропольском краевом суде
Участники проекта «Движение первых» познакомились с работой судебной системы.
Торжественное мероприятие в Ставрополе, посвященное Дню налоговых органов
Губернатор Ставропольского края отметил достижения налоговых работников.
Новые инициативы по улучшению городской инфраструктуры
Городские власти представили план модернизации общественного транспорта и благоустройства парков.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований