Как открыть бизнес по франшизе?
Перспективы расширения собственного дела, финансовая независимость и возможность проявить управленческие таланты делают открытие собственного бизнеса всё более привлекательным. Вместо того чтобы начинать с нуля создание и продвижение своего собственного бренда, можно воспользоваться уже существующей франшизой, что будет не только проще, но и дешевле. Таким образом, готовый бизнес по франшизе может быть идеальным выбором для начинающих предпринимателей.
Суть франшизы заключается в передаче прав пользования брендом. Однако, покупатель франшизы, или франчайзи, получает не только право использовать известный бренд, но и технологии, производственные принципы, бизнес-план, контакты с поставщиками и помощь в маркетинге. Франчайзеры, или продавцы франшизы, также берут на себя все труды по продвижению и рекламе.
Суть франчайзинга заключается в том, что крупные, известные компании дают возможность частным предпринимателям использовать уже разрекламированный бренд и обеспечивают им поддержку за определенную плату.
Стоит отметить, что готовый бизнес по франшизе является одним из самых надежных вариантов для начинающих предпринимателей. Согласно статистике, более 80% франчайзинговых компаний продолжают существовать десять и более лет, тогда как свыше 85% самостоятельных, неопытных предпринимателей не выживают на протяжении первых десяти лет существования. https://cyberleninka.ru/
На заметку
Схема франчайзинга возникла несколько веков назад, однако первые фирмы, которые начали использовать ее, только недавно стали популярными. Одними из первых были компания General Motors и Исаак Зингер.
Исаак Зингер, основатель бренда, который до сих пор является известным по всему миру, в 1851 году продал право партнерам на действия от лица бренда. Это задало стандарты для других компаний.
General Motors передала исключительные права на продажу своей продукции фирме-дилеру. Это стало новым шагом в схеме франчайзинга и с тех пор стало широко популярным инструментом для расширения бизнеса.
Фокусное взаимодействие между франчайзером и франчайзи включает в себя не только регулярные выплаты роялти, но и активное участие компании-продавца в бизнес-процессе и развитии нового предприятия. В поддержку розничных точек, франчайзер предоставляет маркетинговую помощь, обеспечивает обучение нового персонала, организует повышение их квалификации, разрабатывает акции, способствующие росту продаж. Консультации байеров делают возможным закупку товаров, которые будут пользоваться спросом. Кроме того, регулярное сотрудничество между франчайзером и франчайзи в области закупок и доставки товара предоставляет дополнительное сочетание взаимодействия.
Как и любой другой бизнес, окупаемость франшизы зависит от нескольких факторов. Однако, обычно, она приносит доход раньше, чем компания, созданная с нуля. В среднем со временем доходности готового бизнеса равны от двух до семи лет. Более того, прибыль предприятия, работающего по франшизе, является более стабильной, чем у начинающего бизнесмена, поскольку франчайзи до некоторой степени страхуется от трудностей, которые обычно встречаются на начальных этапах бизнеса.
Готовый бизнес по франшизе: плюсы и минусы
Открытие бизнеса по франшизе может быть выгодным решением, но прежде чем вкладывать деньги в эту схему, необходимо изучить все ее преимущества и недостатки.
Плюсы:
- Простота системы. Подготовленный бизнес по франшизе отлично подходит тем, кто не имеет опыта в предпринимательстве. Поскольку все схемы разработаны профессионалами и были проверены многократно, франчайзи не будет проходить через этапы учения на собственных ошибках.
- Известный бренд. Развитие торговой марки требует огромных затрат: иногда потребуется много лет, чтобы потребитель узнал бренд и начал ему доверять. Бизнес по франшизе предполагает использование уже известного имени, выигравшего доверие покупателей.
- Поддержка бизнеса. Франчайзи может рассчитывать на помощь франчайзера, который, как правило, предоставляет полную информацию по всем вопросам успешного ведения дел, включая организацию поставок, обслуживание, маркетинг и продвижение.
- Преимущества при кредитовании. Представители известных марок имеют больше шансов на получение кредитов, чем обычные индивидуальные предприниматели. Владелец франшизы может выступить гарантом при получении кредита.
Минусы:
- Зависимость от франчайзера. У франчайзи меньше свободы выбора, чем у самостоятельных предпринимателей. Курс развития определяется владельцем бренда, который определяет и благосостояние франчайзера. В случае неудач франчайзера этот факт неминуемо отразится на всех поклонниках франшизы. Но в хорошие времена франчайзи могут разделять с владельцем бренда финансовый успех.
- Выплаты. Покупатель бизнес-модели должен произвести два вида платежей: начальный паушальный взнос при подписании договора франчайзинга, а также выплаты роялти. Паушальный взнос составляет около 10% от общих инвестиций в зависимости от известности бренда и объема информации, передаваемой покупателю. Ежемесячный роялти обычно составляет около 6-7% от оборота компании-франчайзи и включает плату за маркетинговую кампанию.
- Обязательства. Новый партнер франчайзера обязан точно следовать условиям, предоставляемым брендом. Несоблюдение необходимого уровня сервиса может заставить франчайзера закрыть свой бизнес.
Согласно статистике, предоставленной Международной ассоциацией франчайзинга, на сегодняшний день в мире существует свыше 16,5 тысячи франчайзеров и более 1,2 миллиона франчайзи. Наиболее крупные компании даже имеют более 1000 партнеров-франчайзи каждая, как, например, можно увидеть на сайте https://rusfranch.ru/.
Как начать бизнес по франшизе?
Планируете начать свой бизнес по франшизе, но не знаете, с чего начать? Самый важный шаг — выбор сферы деятельности. Оптимальный вариант — выбрать ту отрасль, в которой вы хорошо разбираетесь и которая вам интересна. При этом возможно, что это будет ваш первый опыт в бизнесе. Не стоит покупать франшизу магазина оргтехники, если вы не являетесь экспертом в области компьютеров. Если вы следите за модой, то отличным выбором будут магазины одежды и аксессуаров, а если у вас есть знания в области экономики, обратите внимание на франшизы кредитных организаций.
Кроме того, при выборе сферы деятельности необходимо учитывать финансовые возможности. Покупка наиболее дорогих франшиз, таких как рестораны, отели, гипермаркеты и фитнес-клубы, требуют серьезных финансовых вложений. Розничные магазины предлагают более доступные франшизы. Также нужно учитывать, что не все франшизы подходят для всех регионов, поэтому важно изучить целевую аудиторию и динамику рынка в выбранном городе.
Один из возможных способов приобретения бизнеса по франшизе - использование личных сбережений. Однако, не у каждого есть достаточно средств для внесения первоначального взноса. Именно поэтому многие предприниматели заявляются в банки за кредитом. Но есть и другие возможности. Например, в качестве инвестора может выступить компания, продавшая франшизу. Все же, этот способ подойдет только для тех, кто уже работает в компании и такой вариант взаимодействия между компанией и сотрудниками является распространенным. Работник может быть назначен директором филиала и иметь возможность в дальнейшем стать владельцем франшизы.
Если данный вариант не является подходящим, можно рассмотреть другие опции для получения инвестиций. Простое приобретение франшизы и сама известность бренда уже делают шансы на успех довольно высокими: люди гораздо склоннее инвестировать в известные бренды, чем в стартапы, где никому не известен уровень риска.
Выбираем выгодную франшизу
В настоящее время компании, занимающиеся продажей франшиз, предлагают широкий выбор вариантов сотрудничества. Однако, чтобы из всех предложений выбрать наиболее выгодный вариант, следует обратить внимание на несколько признаков.
Первый признак успешной франшизы - это широкая сеть предприятий, работающих по выбранной вами франшизе. Если все эти точки процветают, то значит, у компании есть потенциал для развития. Однако, стоит обратить внимание на срок работы компании-франчайзера, так как лучше выбрать опытного и давно окупившегося партнера, чем новичка на рынке.
Также следует оценить доступность и качество поддержки франчайзи, которую оказывает компания. Помощь должна быть не только заявлена, но и зафиксирована в договоре. Плюсом будет профессиональный бизнес-план, который поможет избежать ошибок на старте работы.
Однако, важно понимать, что даже самая выгодная франшиза не гарантирует успеха без усилий со стороны франчайзи. Поэтому перед покупкой следует изучить рынок, на котором планируете работать: провести анализ спроса, конкурентов, уровня сервиса и цен на товары и услуги. Все это поможет сделать правильный выбор и снизить риски для бизнеса.
Что ждет дальше после выбора франшизы? Даже при делании основательного анализа и рисков, перед открытием предприятия необходимо пройти череду подготовительных этапов.
Актуализация бизнес-плана: что нужно знать франчайзи
Франчайзеры, которые стремятся к долгосрочному и успешному сотрудничеству, предоставляют своим франчайзи бизнес-планы. В них содержится полный прогноз продаж и прибыли, а также детальное описание затрат на организацию сбыта товаров и накладных расходов, а также смету требуемых капиталовложений.
Однако, бизнес-планы стандартные и не всегда учитывают местные условия и специфику региона. Поэтому, франчайзи должны провести актуализацию бизнес-плана, чтобы он лучше соответствовал определенной точке или городу.
Перед арендой и ремонтом помещения необходимо установить требования франчайзера к выбору торговой точки, такие как площадь, расположение и дизайн помещения, а также состав персонала и другие детали. Некоторые компании-франчайзеры могут помочь в выборе помещения и в переговорах с арендодателем, а также предоставить дизайн-проект. Более серьезные компании могут организовать обучение персонала, предложить услуги мерчендайзеров и даже организовать торжественное открытие точки.
Фото: freepik.com