Услуги торгового эквайринга: как организовать прием платежей по картам?
Статистика свидетельствует о том, что количество владельцев банковских карт в России растет и услуги торгового эквайринга становятся все более востребованными. Это порождает много вопросов у предпринимателей о том, как работает технология, что включает стандартная услуга торгового эквайринга и какова ее стоимость.
Фактически, технология торгового эквайринга позволяет оплачивать товары или услуги с помощью банковских карт. Однако, это общее определение, для обычного покупателя. На самом деле эквайрингом называется предоставление банком специального оборудования и технологического, расчетного и информационного обслуживания предприятий для приема платежей банковскими картами международных платежных систем, таких как Visa, MasterCard, JCB и других.
Банковские услуги торгового эквайринга включают в себя множество компонентов. К примеру, установка и тестирование предоставляемого в аренду оборудования с целью приема платежей, а также бесплатное полное информационное сопровождение и обучение сотрудников предприятия. Также, банк имеет возможность осуществлять проверку платежеспособности пластиковой карты при проведении расчетных операций, возмещать сумму операций, произведенных посредством банковских карт в срок, предоставлять все расходные материалы и обеспечивать постоянную техническую поддержку для сотрудников предприятия.
С другой стороны, предприятие использующее эквайринг обязано создать необходимые условия для установки предоставленного банком оборудования на своей территории, а также осуществлять прием платежей по банковским картам в соответствии с условиями, установленными договором с банком. Кроме того, предприятие должно выплачивать комиссионное вознаграждение в указанном размере и в сроки, определенные в договоре.
В целом, услуга торгового эквайринга является взаимовыгодной для банка и предприятия, позволяя конечному потребителю оплачивать товар или услугу с помощью банковской карты. Банк получает выгоду не только в виде комиссионных вознаграждений, но также может увеличивать объем проданных кредитов, ориентируясь на использование кредитных карт.
Держатель банковской карты, в свою очередь, не платит никакой комиссии за расчеты с помощью карты, а иногда может получить скидку или кешбэк в рамках различных банковских акций и кобрендинговых программ. Предприятие, в свою очередь, может повысить эффективность своего бизнеса за счет привлечения новых клиентов, что может привести к увеличению уровня продаж на 20%.
Тем не менее, некоторые торговые фирмы, особенно в регионах, пока не спешат внедрять систему эквайринга из-за необходимости платить банку комиссию и осваивать работу с новым оборудованием. При этом они игнорируют очевидные конкурентные преимущества этой системы. С ее помощью можно улучшить имидж предприятия, расширить клиентскую базу, повысить продажи, а также снизить риски связанные с использованием наличных средств.
Технология торгового эквайринга довольно проста. Она основана на использовании специальных устройств - терминалов эквайринга, средств связи и банковских информационных систем. Таким образом, с помощью эквайринга клиент может осуществить покупку продукта или услуги в магазине, используя банковскую карту.
На первом этапе клиент вставляет карту в считывающее устройство POS-терминала или подносит ее к нему, используя бесконтактную технологию PayPass. Следующий шаг - это считывание данных с магнитной полосы или чипа карты, а затем проверка ее платежеспособности. После этого сразу же подается запрос в банк на разрешение оплаты.
После успешного осуществления операции клиент получает чек с информацией о транзакции. А для того чтобы зачислить средства торгового эквайринга на счет предприятия, необходимо выполнить несколько операций.
Обычно, в конце каждого рабочего дня фирма-клиент направляет в банк итоговые данные по операциям, произведенным с помощью банковских карт. Затем, банк-партнер обрабатывает эту информацию и рассылает ее по банкам-эмитентам. После этого, средства за вычетом банковской комиссии поступают на счет организации в сроки, установленные в договоре эквайринга. Процесс зачисления обычно занимает один-два дня.
Как подключить торговый эквайринг
Шаг первый – выбор банка-эквайрера. Это важный момент, так как на этом этапе уточняются все требуемые документы, которые необходимо предоставить в выбранный банк. Затем заключается договор между компанией и банком, в котором прописываются все условия сделки, обязанности каждой стороны, стоимость аренды оборудования и размер процентной ставки комиссионного вознаграждения банка. После оформления договора, который может занять от недели до месяца, компания получает свой уникальный номер, привязанный к расчетному счету организации.
Следующий этап – установка оборудования, его тестирование и обучение сотрудников правилам использования. На этом этапе решаются все юридические вопросы, и происходит подготовка к работе с банком-эквайрером.
Одним из важнейших вопросов, который волнует руководство компаний, является размер комиссии при торговом эквайринге. Банковская комиссия определяется каждым банком по своему усмотрению, в зависимости от типа товаров и услуг, которые оплачиваются. Комиссия также зависит от оборота средств, то есть чем больше платежей проходит через терминал, тем меньше будет комиссия. Крупнейшие игроки рынка, такие как «Ашан» и IKEA, не платят банковской комиссии благодаря своим огромным оборотам.
Стоимость аренды оборудования зависит от условий банка. Некоторые банки предоставляют терминалы и расходные материалы для оформления чеков и слипов бесплатно, тогда как другие банки взимают арендную плату за терминалы (до 1500 рублей в месяц в зависимости от модели терминала). При этом установка, тестирование, обучение персонала и техническая поддержка предоставляются бесплатно всеми банками-производителями.
На сегодняшний день на рынке торгового эквайринга работают более 140 кредитных организаций, в то время как большая часть терминалов и объемов платежей, приходится на ПАО «Сбербанк».
Согласно результатам 2019 года, семь российских банков входят в Топ-150 крупнейших мировых банков-эквайреров по числу платежей, обработанных через предоставленные ими POS-терминалы. Сбербанк занимает третье место в мировом рейтинге, ВТБ — 35-е место, Газпромбанк — 59-е место, Тинькофф Банк — 88-е место, Русский стандарт — 89-е место, Промсвязьбанк — 103-е место и Альфа-банк — 135-е место.
Выбор партнерского банка при торговом эквайринге является решающим фактором в эффективности этого инструмента для развития бизнеса.
Фото: freepik.com